- РИФМА
РИ́ФМА (от греч. rhythmós плавность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской литературе зародилась не в стихах, а в античной ораторской прозе (т. н. гомеотелевтон, см. Фигуры стилистические). При переходе от античного метрического стихосложения к средневековому более свободному силлабическому стихосложению в латинском и романских языках Р. осваивается поэзией как компенсирующее средство дополнительной организации стиха. Отсюда Р. распространяется и в германские языки, вытесняя из них более древний аллитерационный стих, и в славянские, где народный говорной стих (см. Народный стих) был рифмованный, а песенный обычно нерифмованный. Возможно, но не общепризнано семитское (сирийское, арабское) и кельтское (ирландское) влияния на это становление романо-германской Р. Европейская поэзия средневековья рифмована целиком, а нового времени по преимуществу; нерифмованный белый стих вводится как исключение (имитация античности) с XVI в. и становится массовым лишь в свободном стихе XX в.
Единицей рифмующего созвучия в силлабическом стихосложении служит слог (1‑сложные Р.: «сущий вящий делавший змий »; 2‑сложные: «сущий дающий делающий знающий »);
в силлабо-тоническом стихосложении группа слогов, объединенная ударением (на 1‑м слоге от конца мужские Р.: «огневой роковой»;
на 2‑м женские: «огневою роковою»; на 3‑м дактилические: «огневеющей веющей»;
на 4‑м и далее гипердактилические: «огневеющую веющую»);
в чисто-тоническом стихосложении целое слово («огневой от него магниевый» и т. п.;
классификация таких созвучий еще не выработана). Впрочем, под воздействием традиции и под иноязычным влиянием здесь часто встречаются смешанные случаи: так, в польской силлабике из-за акцентных норм языка, а в русской силлабике из-за польского влияния 2‑сложные Р. переходят в женские; так, современный русский тонический стих по традиции избегает разно ударных Р.Точность созвучия, требуемого для Р., определяется исторически меняющейся условностью; господствует установка на «Р. не для глаза, а для слуха», но реализуется она в разное время по-разному. Так, русская Р. XVIII в. требовала тождества всех звуков и, по возможности, букв («точная рифма»); но еще в XVIII в. дозволяется Р. йотированная («силы милый»; к ней близки мужские типа «я меня»); с 1830 1850‑х гг. приблизительная (с несовпадением заударного гласного: «много богу»), в XX в. неточная (с несовпадением согласных; усеченная: «пламя память», «плечо о чем»; замещенная: «ветер вечер») и неравносложная («неведомо следом»); ср. ассонанс и диссонанс. По наличию опорных звуков выделяются Р. богатые; по лексическим и грамматическим признакам однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные («где вы девы») и пр.; в начале эволюции Р. от синтаксического параллелизма однородные грамматические преобладают, потом все больше избегаются. По взаимному расположению рифмических цепей различаются Р. смежные (aabb), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (напр., тернарные, aabccb), двойные, тройные и пр.; повторяясь, это расположение рифм служит важнейшим элементом строфики.
В стихе Р. выполняет троякую функцию:
1) стихообразующую как средство разделения и группировки стихов (подчеркивание стихоразделов, соотнесенность рифмующих строк);
2) фоническую как опорная позиция для звукописи целого стиха («распыленная рифма», например « да что я, лучше что ли из кожи вон, из штолен» у В. В. Маяковского);
3) семантическую как средство создания «рифмического ожидания» появления тех или иных слов, с последующим подтверждением или нарушением этого ожидания (отсюда важность использования Р. банальных, таких, как «радость младость сладость» и т. п., и оригинальных, «экзотических»). Во всех этих функциях Р. подчинена общему стилистическому целому стиха и в зависимости от соответствия этому целому ощущается как «хорошая» или «плохая».Литература:
Жирмунский В. М., Рифма, ее история и теория, в его кн.: Теория стиха, Л., 1975;
Томашевский Б. В., К истории рус. рифмы, в его кн.: Стих и язык, М.-Л., 1959;
Штокмар М., Рифма Маяковского, М., 1958;
Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, 2 изд., Л., 1972;
Гончаров Б., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973;
Самойлов Д. С., Книга о рус. рифме, 2 изд., М., 1982.М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.